«Пензенские вести» №115(340)
24 сентября 1993 года

«Росток» тянется к свету

   Интересных творческих коллективов у нас немало. Один из них я знаю и люблю со школьных лет. Это театральная студия «Росток», созданная четырнадцать лет назад в Доме учителя, а сейчас нашедшая пристанище во Дворце культуры имени Дзержинского. Все это время бессменным руководителем студии является Елена Валентиновна Иванова, в недавнем прошлом — актриса Пензенского драматического театра.
   Сделано студийцами за это время немало: спектакли для пятнадцати-семнадцатилетних «Эй, ты, здравствуй!», «Джинсовый бал», «Гладиатор», «Подземный переход», сказки для ребятишек помладше «Полярная звезда в Африке», «С добрым утром, принцесса!» и др., новогодние представления, выступления с концертами в школах, пионерских лагерях, на летних площадках. Ребята побывали и во всероссийском «Орленке», и на гастролях в Ташкенте, были лауреатами Поволжского фестиваля детских театральных коллективов, дипломантами Всероссийского фестиваля, проходившего в Ленинграде. В этом году «Росток» побывал в Астрахани на фестивале «Маска-93». Пензенский коллектив стал любимцем зрителей, а строгое жюри отметило выступление «Ростка» пятью дипломами. Особая гордость студийцев — диплом «За высокую культуру и интеллигентность».
   Что стоит за этой краткой формулировкой? Годы творческого поиска, напряженной работы, споров, общих неудач и успехов. Никакого конкурсного отбора в студию не было никогда. Так же, как нет здесь разделения на способных и неспособных. Каждый ребенок талантлив. Нужно только помочь ему раскрыться, поверить в себя, найти друзей. Для того существует студия. Приходят сюда по разным причинам. Сколько ребят, столько и историй.
   Андрей Поляков в студии с самого ее рождения. Четырнадцать лет назад он, тринадцатилетний мальчишка, всерьез увлекавшийся боксом, заниматься в студии отказывался наотрез. Но было в нем что-то такое, что подсказывало Елене Валентиновне: Андрей в студии нужен, просто необходим. И она ходила в школу, просила, убеждала его не бросать «Росток». Первый студийный спектакль «Эй, ты, здравствуй!» поставила специально для Андрея. И он остался, став преданнейшим студийцем, «правой рукой» Елены Валентиновны, Андрей и занятия с младшими может провести, и над музыкальным оформлением спектаклей работает, и самостоятельно пьесы ставит. «Подземный переход» — это уже его режиссерская работа.
   Дима Монахов пришел в студию с другом. Невысокий большеглазый паренек каждый вечер устраивался в большущем кресле и молча наблюдал за ребятами. Был он настолько молчалив и незаметен, что когда Елена Валентиновна начала репетировать с ним роль Гогуши из «Джинсового бала», ее все дружно отговаривали, считая, что она напрасно теряет время. Но, увидев Диму-Гогушу на сцене, все были поражены, насколько глубоко и точно передан характер персонажа.
   А еще вот уже несколько лет Дима пишет спектакли-сказки. Светлые и добрые, завораживающие не только детей, но и взрослых. В этом году на фестиваль в Астрахань ребята возили одну из Диминых работ — сказку «С добрым утром, принцесса!», в которой одну из ролей Дима сыграл сам и получил на фестивале дипломы «За авторство» и «За отличное исполнение роли».
   Над Женей Хитриным его друзья-приятели Саша Иванов и Антон Макарский подшучивали да посмеивались. Мол, несерьезное это дело, каждый вечер в студию бегать, в детских сказочках играть. Когда студия поехала на первый астраханский фестиваль, две лишние путевки Жениным друзьям предложили. Они согласились, во всех выступлениях студии участие принимали, да так и остались в «Ростке».
   А Антон Макарский, никогда о сцене не думавший, так увлекся театром, что решил поступать в театральное училище. Поступал сразу в три. И во все три прошел.
   Не все, конечно, приживаются в студии. Уходили ребята талантливые, яркие, но не принявшие жестких требований, единых для всех. Это больно и горько, когда уходят. Сколько лет ни прошло, а боль остается.
   Из студии выгоняют. Не прощают Елена Валентиновна и студийцы пошлости, подлости, высокомерия, противопоставления себя всем.
   Вырастают ребята — уходят, но каждый год в студии появляются новички, и те студийцы, которые занимаются по нескольку лет, передают им добрые традиции.
   В «застойные» времена студия была легка на подъем. Когда кто-то из ребят уходил в армию, ездили в гости, давали концерты в воинских частях. Побывал «Росток» в Даугавпилсе, Ташкенте, Калининграде, Киевской и Ульяновской областях.
   Традицией остались новогодние визиты с подарками к ребятишкам из малообеспеченных и многодетных семей.
   Традицией стало и то, что на спектакли «Ростка» дети приглашают своих родителей. На один билет, стоимость которого по нынешним временам чисто символическая — 15 рублей, ребенок может привести маму, папу, бабушку и дедушку.
   На вопрос «Что для тебя студия?» все, от самых младших до «старичков», отвечают не задумываясь: «Это моя жизнь». Это не слова. Ребята действительно не могут долго обходиться без этих ежевечерних встреч. Они все, такие разные и по возрасту, и по характеру, нужны друг другу.
   Аня Киркина занимается здесь шестой год, с третьего класса. А еще она учится в первой музыкальной школе. В прошлом году Аня принимала участие в серьезном музыкальном конкурсе. Ежевечерние занятия в студии помешают девочке подготовиться к конкурсу, решили взрослые, и она в студию ходить перестала. Друзья-студийцы очень радовались, когда узнали, что Аня стала лауреатом конкурса. Но после него Аня как-то «потухла». И только вернувшись в студию, девочка начала понемногу оживать, снова стала жизнерадостной и веселой. Ну совсем как в сказке «С добрым утром, принцесса!», где Аня играет роль принцессы, заколдованной злым волшебником.
   Если бы меня попросили сказать, что в атмосфере «Ростка» главное, я бы ответила: любовь, радость, творчество. Все пьесы, будь то сказка для маленьких или спектакль для ребят постарше, о Любви — возвышенной, всепобеждающей, чистой.
   Радоваться умеет каждый ребенок. Вспомните, как всем нам знаком захватывающий дух порыв к чему-то неопределенному, но высокому и прекрасному. С возрастом это теряется, уходит. А Елена Валентиновна и ее помощники учат ребят всю жизнь сохранять эту способность — жить радостно.
   Для того чтобы донести до зрителей этот заряд любви и радости, нужно много работать. Работать творчески. Ребята занимаются каждый вечер — музыкальные занятия, танцы, пластика, этюды. Их учат думать, слушать музыку, импровизировать. Позже эти импровизации станут основой для танцев в новых спектаклях.
   Студийцы сами придумывают и шьют костюмы, делают декорации, подбирают музыку к спектаклю, изобретают технические трюки, световое оформление спектаклей. И конечно же, репетируют пьесы. Репетиции долгие, со стороны может показаться, что излишне тщательные. Но в «Ростке» не гонятся за количеством спектаклей, а вот их качеством озабочены всерьез. Из-за своих ошибок, накладок ребята расстраиваются страшно, и даже самые младшие знают, что на спектакле нельзя работать вполсилы.
   Я не знаю, чем отличается Чудо от обычного красивого Дела, от которого многим людям легче и радостней становится жить. По А. Грину, «чудеса надо делать своими руками». Не для себя, для других, конечно. Ведь Чудо потому и Чудо, что нам его кто-то дарит. Взрослые, серые и хмурые, утопающие в рутине каждодневных забот и дел, выберите время, придите вместе со своими детьми на спектакль «Ростка» во Дворец культуры имени Дзержинского. Вашим ребятишкам добрые и светлые сказки просто необходимы. Но и вам, измотавшимся и ожесточившимся, сказки нужны не меньше, знаете ли вы об этом?

Ю.Крюкова