«Молодой ленинец» №43(6366)
09 апреля 1988 года

Фанаты? Нет, увлеченные

   В среде школьников о театральной студии «Росток» поговаривают давно. И я не раз слышала, что в ней занимаются ребята от восьми до двадцати и больше лет, ставят спектакли, дают концерты, даже выездные. Что они очень дружны, всегда вместе — и на занятиях в студии, и на прогулках в лесу, в поездках по Союзу. Конечно, любопытство с каждым слухом о ней росло. И, наконец, я попала на спектакль «Гладиатор», который они ставили в нашем Доме учителя.
   Как однозначно определить то, что увидела? Какую дать оценку? Но главное и первое, что осталось после того, как исполнители раскланялись перед зрителями, это то, что пьеса сильная. Пьеса о том, что все мы погрязли в равнодушии, как оно убивает в нас все лучшее.
   Молодой парень Крист, у которого есть все. И самое страшное — спокойствие, вернее, успокоенность. Есть у него и любимая девушка Цовинар. Он так уверенно живет, что эта уверенность видна и в любви. Любит он спокойно. А она любит его восхищенно, «как воздух, как небо, — как жизнь!»
   Он губит ее равнодушием, Она умерла, а он не сразу ощутил огромную потерю. Он хочет забыть Цовинар. Но на этот раз ему не дают успокоиться. Не дают однокурсники — Месроп и Амержан. Они знают об этой: трагедии. Амержан — его прозвали Гладиатором за непоколебимую веру в человека, за его силу в борьбе с равнодушием — в конце концов погибает.
   Это, как трясина. Она вокруг нас. Она отвратительно хлюпает, но мы делаем вид, что не слышим, не видим, не замечаем, что сами становимся, частицей ее. И всегда находим в утешение себе какое-нибудь оправдание. Есть люди, которые равнодушие в других принимают как само собой разумеющееся, как норму существования в обществе. Именно такая позиция и порождает трагедии. В «Гладиаторе» прозвучала фраза: «Ночью мы все другие». Да, бывает, ночью мы не можем заснуть: будоражит совесть. А днем делаем вид, что все так и должно быть. Удивляемся равнодушию своих друзей, а не сами ли своим непротивлением злу вовлекаем их в жестокую, беспощадную игру? Даже самые светлые чувства — любовь, дружба — умудряемся опошлять.
   По словам Криста, влюбленных нельзя отталкивать, надо дать им то, чего они от тебя хотят, независимо от того, дорог ли тебе этот человек или на следующий день ты забудешь о его существовании. Месроп ему отвечает: «Нельзя просто так... Просто так бесчеловечно!» Крист не может понять, что когда тебя любят, то ищут в тебе чистоту и искренность, просят о защите. Тут хочется вспомнить Ромена Роллана: «Какими богатыми делает нас любимое существо, когда оно не может без нас обойтись!» И какие они, кто любит, незащищенные, как нужно верить им, беречь. И какой силой должен обладать Гладиатор, если он заставил Криста понять это! Он говорит: «Какие мы жалкие, когда не верим в любовь!»
   Самодеятельные артисты студии сумели показать, доказать, что человек, даже такой, как Крист, холодный и расчетливый, способен понять всю низость своего существа и действительно стать жалким. Вот тут и появляется вера в него как в думающего человека, способного осмыслить свою подлость.
   В жизни нас часто спасает вера в лучшее. Это свет для души. Но есть еще и блеск, который ослепляет. И как важно помочь разобраться, что блеск — это лишь отражение света. Крист это понял. Верится, что и зритель это понял.
   — Ну, как вам спектакль? — спросила я актера нашего Пензенского театра.
   — За два с половиной часа спектакля я ни о чем постороннем не вспомнил. Такого за собой что-то не замечал...
   После спектакля осталась на обсуждение: оно повторяется каждый раз. В студии царит непринужденная обстановка. «Здесь настоящая жизнь!» — говорят сами ребята. А многие не могут представить себя без Студии. Фанаты? Нет, увлеченные.

О.Колесникова,
десятиклассница