«Вестник» №20
10 мая 2006 года

Зачем губить «Росток»?

   Коллектив самодеятельной театральной студии «Росток» за последние месяцы привлек к себе внимание общественности Пензы. В начале этого года сократили ставку режиссера Елены Валентиновны Ивановой, основателя и бессменного руководителя студии, посвятившей ей 26 лет жизни. За бывшего режиссера вступилось Пензенское региональное отделение Союза театральных деятелей РФ.

Актриса по призванию

   Детство Елены Ивановой прошло в Костроме. Ее родители были режиссерами драматического театра. В восьмилетнем возрасте состоялся дебют Лены на профессиональной сцене: она сыграла в спектакле «Ее друзья» по первой пьесе Виктора Розова. Молодого драматурга поддерживал отец Ивановой. Когда комиссия принимала спектакль, Розов чувствовал себя неловко. Чтобы критики не видели его переживаний, Виктор посадил восьмилетнюю Лену к себе на колени. Понимая его волнение, девочка непринужденно играла бумажками, пела, отвлекая на себя внимание комиссии. Вспоминая это, Елена Валентиновна убеждается: дети — очень чуткие создания, они отлично понимают, что происходит вокруг.
   С детства Лена писала сценарии и уже в седьмом классе стала руководителем театрального кружка в школе. С этого времени она начала руководить детскими театральными коллективами. Не бросила любимое дело и во время учебы в государственной театральной студии при Ставропольском краевом драматическом театре.
   В каком бы городе Елена Иванова ни жила, коллективы под ее руководством везде считались лучшими: петрозаводский, к примеру, был лучшим в Карелии, а грозненский — в Чечне.
   Однажды она вместе с мужем, актером Анатолием Душиным, приехала в Пензу с гастролями: чета полюбила город с первого взгляда. А в 1977 году они осели здесь вместе с друзьями, так как были приглашены на работу главным режиссером драмтеатра.
   До Пензы семья проживала в Липецке. Там Елена Валентиновна вела детский театральный кружок. В Пензе она возглавила студию драматических миниатюр, которую вначале создала из учеников школы № 2. Сначала коллектив располагался в Доме учителя, а затем — в ДК им. Дзержинского, где он находится и по сей день. Начали с маленьких сценок, но уже через год ставили большие спектакли. Театральную студию «Росток» (так ее переименовали) стали пополнять ребята разных возрастов: всего за годы существования через нее прошло более пятисот человек. Среди бывших и нынешних студийцев — педагоги, инженеры, врачи, предприниматели, журналисты, военнослужащие, несколько профессиональных актеров и режиссеров.
   Елена Валентиновна считает, что начинать возрождение страны надо с детей. Театр — великолепная платформа для работы с ними. Здесь ребята приобретают творческие навыки и воспитывают в себе положительные черты характера. В театре все дети равны: сегодня ты играешь нищенку, а завтра — королеву. Кстати, отбора в студию нет: в нее берут всех ребят, которые приходят. Но остаются лишь те, кто действительно любит театр и способен работать в творческом коллективе. Ребята, имеющие спортивные, танцевальные, вокальные или другие таланты, в студии находят для себя дело по душе. А владеющие игрой на инструментах пополняют маленький студийный оркестр.

Попросили

   Обычно известных театральных деятелей провожают на заслуженный отдых с почестями и устраивают по случаю веселые «капустники». А здесь выдали предупреждение за три месяца и сократили. В нем Ивановой были предложены следующие вакансии на Пензенском отделении железной дороги: маляр, сторож, каменщик, столяр... Нынешний руководитель студии Виталий Соколов предложил отдать свою ставку Ивановой. Вот как прокомментировал ситуацию директор ДК им. Дзержинского Александр Сердцев: «Елена Валентиновна 1941 года рождения. Я отказался отдать ставку, потому что художественный руководитель должен быть нормального возраста. Это обычная рабочая ситуация».
   Каково же мнение заслуженного деятеля искусств РФ министра культуры Пензенской области Виктора Огарева? «Творческие люди способны работать до конца жизни, — говорит Виктор Владимирович. — Что до “Ростка”, то он должен существовать. У него очень много хороших спектаклей и наработок. Этот коллектив приносит только пользу и никакого вреда. Чем больше творчества, тем лучше будет развиваться общество. “Росток” ценен для нашей области. Уверен, что разрушать любой творческий коллектив, тем более детский, не то что неправильно, а даже порочно». Со словами министра культуры Пензенской области трудно не согласиться.
   Представители старшего поколения, работающие в сфере культуры и искусства, уважаемы, популярны и, конечно же, востребованны. Они не сходят с экрана телевизора, с подмостков сцены, их имена у общества на слуху. Вспомнить хотя бы Олега Табакова, Юрия Любимова, Валерия Золотухина и многих других. Творческий работник, как и вино, с годами становится только лучше. Он накапливает опыт, совершенствуется и именно поэтому идет в театральные студии, и вузы, чтобы передать свой опыт и знания юным творцам. Хорошо, что под сокращение не попали наши известные композиторы, художники и театральные деятели. Если бы на каждого из них нашелся свой Сердцев, то мы, представить страшно, лишились бы огромного количества произведений искусства.
   ДК им. Дзержинского является подразделением Куйбышевской железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги». Начальник управления культуры г. Пензы Вера Фейгина, узнав о происходящем в ДК, предложила Ивановой работать в учреждении, которое находится в ее ведомстве. Но Елена Валентиновна отказывается, потому что пошла на принципиальный спор с Сердцевым. Они по-разному понимают назначение Дворца культуры. Для одного — это коммерческое учреждение, приносящее прибыль ОАО «РЖД», а для другого — место, где взращивают души детей. Позиция Сердцева такова: «Дворец культуры при железной дороге — это заведомо убыточное учреждение. Мы не окупаем и четвертую часть, которую дает нам на содержание ОАО “РЖД”. Мы живем при капитализме, люди же привыкли ни за что не платить, в том числе за посещение кружков...»
   А вот что говорит по этому поводу Елена Иванова: «Деньги на театре, а тем более на детях, не заработаешь. Сейчас с родителей ребят принято требовать плату за посещение кружков. Мне говорят, мол, двести рублей — это же не деньги. Для кого как. Если кто-то из детей не сможет заплатить, как он будет себя чувствовать? Это же страшное унижение. Тем более что дети сейчас очень ранимые. Они боятся, что их назовут бомжами, нищими. Этого нельзя допустить! Понимаю, что нужны деньги. Так мы же их зарабатываем: провели новогодние утренники, и ДК заработал семьдесят тысяч. Но мои аргументы не хотят слышать. В недалеком прошлом мне часто говорили: как здорово, что у вас столько ребят, они и поют, и танцуют, и чай пьют, в той же комнате еще и уроки выучат, и друг другу помогут. Раньше это считалось достижением, сейчас — недостатком: что, дескать, мы тут интернат развели. Сейчас же все за деньги, какая такая взаимопомощь?! Мы узнали, что Пензенская епархия в свое время согласилась не забирать здание ДК, ведь оно раньше было церковью. Во-первых, потому что в центре города действительно нет Дворцов культуры. А во-вторых, священнослужители договорились с железной дорогой, что здесь будут возрождать духовность: откроют воскресную школу. Сейчас же в здании ДК находится бар, регулярно проводятся выставки-продажи одежды. Помещения во Дворце культуры сдаются в аренду сторонним организациям. И нас потихоньку начинают зажимать. Главное в ДК — это сцена. Можно зарабатывать концертами, хотя, конечно, арендой заработать куда проще.
   Студия принимает детей из всех районов Пензы, которым часто не на что купить проездной билет и они приходят к нам пешком. Поэтому ДК им. Дзержинского, расположенный в центре города, представляет для нас большую ценность. К тому же ДК — здание с идеальной акустикой».

Помощники

   В начале этого года Пензенское региональное отделение Союза театральных деятелей РФ отправило ходатайства руководителям области, ОАО «Российские железные дороги» и председателю Союза театральных деятелей РФ с просьбой помочь сохранить студию «Росток» и восстановить в должности ее основателя и руководителя Елену Валентиновну Иванову.
   Первый ответ поступил от ОАО «РЖД»: «Пересмотр штатного расписания и... введение штатной единицы режиссера будет производиться исходя из экономической целесообразности». А как насчет духовной целесообразности? И в чем она, простите, измеряется? И как убедить руководство ДК, что, например, сдача площади Дворца культуры в аренду целесообразна только экономически, а вот существование студии целесообразно еще и нравственно.
   Пришел ответ и от заместителя председателя правительства Е. А. Столяровой. Из него следует, что при нынешнем руководителе студия продолжает активную творческую работу. Об Ивановой ни слова. С другой стороны, эту позицию можно понять: студия работает, и остальное — не так важно. Ответ Куйбышевской железной дороги более категоричен: студия работает, руководитель у нее имеется, предоставить еще одну ставку в данный момент возможности нет.
   А вот что пишут родители студийцев в письме губернатору: «...Не может “Росток” существовать без Е. В. Ивановой, это ее проект, она инициатор и организатор не только творческой работы студии, но и воспитательной методики работы с подростками. Назначенный администрацией ДК новый руководитель студии В. Г. Соколов — порядочный человек, талантливый сценарист и драматург, способный организатор и неизменный помощник Елены Валентиновны, но все же он не педагог, не режиссер по призванию... Он не может, да и не хочет способствовать развалу уникального проекта по воспитанию детей. Вы, как человек государственный, лучше всех поймете, что разрушить легко, а создать трудно...
   ...Мы обращаемся к Вам, как к губернатору и человеку: не дайте погибнуть хорошему, честному и такому нужному делу...»

Марина Масленникова