«Пензенские вести» №17
09 декабря 1999 года

Особенности «Чудного мгновения» в Пензе

   Название «Чудное мгновение» для межрегионального фестиваля театральных коллективов придумали ребята из театральной студии «Росток», и как все поняли впоследствии, оно оказалось очень символичным.
   Хотя поначалу некоторые думали: «Какой театральный фестиваль? Они сумасшедшие, что ли, ведь сейчас выросли «совсем новые» русские дети и им ничего не надо». Действительно, по сравнению с миром дискет и картриджей театральное искусство кажется допотопным.
   И тем не менее фестиваль состоялся. «Чудное мгновение» длилось шесть дней. Семь пензенских театральных коллективов, театр юного зрителя города Заречного, Бессоновский народный театр, а также гости фестиваля — «Театр Охочих комедиантов» (Москва) и театр-студия «Мы» (Астрахань) показали на различных сценических площадках Пензы 16 спектаклей. Приехали на «Чудное мгновение» и известные московские театральные критики. Возглавил работу жюри Сергей Викторович Розов, профессиональный режиссер, на чьем счету постановка более 50 спектаклей для детей и молодежи.
   А вообще члены профессионального жюри единодушно назвали фестиваль «Чудное мгновение» и общую театральную ситуацию в городе Пензе уникальными. Поскольку немногие из городов России могут похвастаться таким большим количеством студийных театров самых различных направлений.
   Признание профессионалов, конечно, радует. И все же, на мой взгляд, главная уникальность прошедшего фестиваля в том, что он вообще состоялся. Состоялся в то время, когда воплощаются лишь политические проекты, а любые культурные начинания, как правило, еле-еле пробивают себе дорогу. А тут и деньги нашлись, и гости приехали. И самое забавное то, что во главе всего предприятий стояла женщина — милая и абсолютно непредприимчивая. На вопрос о том, как удалось найти деньги, Елена Валентиновна Иванова ответила: «Сама удивляюсь». Но так получилось, что идею фестиваля горячо одобрил В. Тарасов, светлая ему память, активно поддержали в администрации Железнодорожного района, также не отказали в помощи и в Пензенском отделении Куйбышевской железной дороги.
   В день открытия фестиваля нам показали «Пляски святого Витта» мастерской танца пластики и импровизации. Постановщик — Елена Каралашвили. Ее «Пляски святого Витта» не спектакль, а скорее всего пластическая акция, стилистически выдержанная, но распадающаяся на несколько отдельных эпизодов. Творческое кредо мастерской — импровизация, театральный прием столь естественный и в то же время такой редкий.
   Режиссер Андрей Поляков в рамках «Чудного мгновения» представил на суд профессионалов и зрителей свою авторскую работу — спектакль «Волшебная ночь» по одноименной пьесе С. Мрожека. Светлую грусть навевает этот спектакль, ибо прелесть его не в новейших приемах и не в режиссерских штучках и даже не в особой оригинальности мысли, а в нежности к персонажам, в редкостном и сердечном сочувствии к ним. Работы актеров В.Соколова и М. Сусовича очень хороши.
   Особого упоминания достоин спектакль театральной студии «Росток» «Воспоминания об Онегине». Автор — В.Соколов, режиссер Д.Серов. Из множества юбилейных работ в год 200-летия Пушкина спектакль «Ростка» — самый субъективный, самый ироничный и в то же время самый живой взгляд на жизнь и творчество великого поэта. Актеры театральной студии «Росток» играют легко и непринужденно, используя для этого даже элементы капустника. Как сказал бы Пушкин: «Успех несомнителен...»
   Театр несравним с другими видами искусства. Чудо театра в неповторимости, уникальности момента, который возникает всякий раз, когда актер выходит на сцену. И чудо это существует всего лишь мгновение — здесь и сейчас. Это же так очевидно, что театр не что иное, как «Чудное мгновение».

А.Николаева