«Новая газета — Мир людей» №23(546)
30 июня — 06 июля 1999 года

Онегина вспомнил Виталий Соколов

   Вспомнить о великом поэте можно также без юбилейного повода. Более того, Пушкина, оказывается, можно любить и без формальной причины — и не совсем обязательно ждать отмашки трясущейся царственной длани.
   Спектакль «Воспоминания об Онегине» театра-студии «Росток» номинально совпал с юбилеем. То, что в традиционный хор бессмысленных славословий, когда поэт в этом, в общем-то, не нуждается, поневоле вплелся их робкий голос, вины студийцев нет. Просто право говорить о Пушкине, как выясняется, имеют не только сенаторы и косноязычные студенты «лумумб». Вот «ростковцы» и сказали.
   Прекрасный соцжанр «литмонтаж» обрел у студийцев, пожалуй что, новую жизнь. Когда для смеха придуманный капустник вдруг перерос в пьесу, опытные студийцы осознали, куда их занесло. Автору сего творения Виталию Соколову пришлось засесть за первоисточники, и если учесть его собственный драматургический опыт, актерские деяния и литературно организованные мозги, получилась серьезная несерьезная фантазия на пушкинские темы «Воспоминания об Онегине».
   Эпизодов в действе аж 29. Это, безусловно, хороший, продолжительный и умный литмонтаж. Возможно, одно из последних и ярких проявлений данного жанра после многолетнего забвения.
   Другой важный вопрос — превратился ли соколовский текст в драматургию, в литературу? Привязан он был, безусловно, к дате и к конкретно юбилейной задаче.
   Впрочем, известный пародист рыцарских романов тоже не ставил себе недостижимых эстетических целей. Звали его, правда, Мигель Сервантес.

Владимир Петрин